Вторым режимом называется режим установившегося полета, при котором случайное увеличение скорости приводит к появлению положительного, а уменьшение скорости – отрицательного избытка тяги, т.е. проявляется (теоретически) неустойчивость самолета по скорости.

Но такая неустойчивость самолета по скорости проявляется только при соблюдении следующих условий:

  1. полет в диапазоне скоростей, соответствующих второму режиму;
  2. «полет установившийся», имеется в виду, что скорость полета, наклон траектории к горизонту должны быть при режиме постоянными (т.е. перед потерей равновесия от случайного изменения скорости должны соблюдаться равенство всех сил, приложенных к самолету, самолет сбалансирован);
  3. летчик ручкой управления выдерживает постоянный угол наклона траектории (прямолинейность траектории) не изменяя режим работы силовой установки;
  4. внешнее кратковременное воздействие на самолет, приводящее к изменению скорости;

Если же хотя бы одно условие не соблюдается, то не может быть и речи про неустойчивость самолета по скорости.

Рассмотрим частный случай – полет в горизонтальном полете на втором режиме. Если летчик ручкой выдерживает постоянную высоту (не изменяя тягу двигателя), то при случайном увеличении скорости, самолет и дальше будет ее увеличивать, при случайном уменьшении – дальше уменьшать. Если же летчик не будет вмешиваться в управление (ручка неподвижно), то при случайном увеличении скорости самолет перейдет в набор, уменьшит скорость и возвратится в исходное положение, а при случайном уменьшении скорости, перейдет на снижение, увеличит скорость и возвратится в исходное положение (см. график балансировочной диаграммы). Для коррекции скорости в г.п., летчик должен изменять тягу двигателя так же, как это происходило бы на «первом» режиме полета.

Практические приёмы пилотирования на вторых режимах одинаковы с приемами пилотирования на первых режимах, летчик разницы не замечает, а неустойчивость по скорости на втором режиме создает сам летчик своими действиями.

Вторые режимы – в большей степени теоретическое понятие. Известно, что кривая тяги P(V) может пересекаться с кривой сопротивления Q(V) два раза; ученые-аэродинамики, чтобы как-то отличить правую точку пересечения от левой, и ввели понятия «первый режим» и «второй режим». За рубежом в литературе для летчиков эти понятия вообще не упоминаются. У нас же везде стращают вторым режимом при маленькой скорости, намекая только на падение скорости и сваливание самолета. Хотя на втором режиме скорость с таким же успехом может и расти, и умалчивают, что вторые режимы могут «быть» и на сверхзвуковых скоростях.

Итак, все особенности вторых режимов можно заменить старым, но простым и мудрым правилом: «Летчик! Не теряй скорость, не перетягивай ручку!»

Хостинг от uCoz